Турист Денис Палеха (Not_blogger)
Денис Палеха
был 3 марта 2020 10:39

Про кибуцы. Что это такое? (Часть вторая)

1

Вообще-то довольно сложно делать какие-то выводы относительно такого явления как кибуцы в целом, не побывав по крайней мере в нескольких из них.
Насколько я понимаю, в каждом кибуце свои собственные правила, виды взаимоотношений и, естественно, виды деятельности. Поэтому мои наблюдения скорее можно озаглавить как основные принципы функционирования отдельно взятого кибуца Ein-Gev, в котором нам довелось поработать волонтерами. Но думаю на основании этих наблюдений вполне можно попробовать обобщить, а результат этого обобщения вынести за скобки. Итак. Кибуц это прежде всего форма собственности и разделения материальных средств в израильской общине. Возникновение кибуцей, вовсе не следствие характера народа и тем более не следствие традиционных отношений в нем. Кибуцы возникли при появлении государства Израиль как следствие двух основных необходимостей. 
Необходимость первая — определение границ будущего государства. На момент появления оного территория контролировалась английскими колониальными властями, которые выдвинули условием начертания границы существование постоянных поселений на оной територии населенной евреями и сответственно арабами. То есть, по задумке предпологалось, что там, где находятся еврейские поселения — будет Израиль, а там где арабские — Палестина. Поселением условились считать некую территорию обнесенную каменным забором и с жилым строением внутри ея. За день до срока нанесения границы тысячи энтузиастов основали 70 поселений достаточно плотно друг к другу расположенных. И на следующий день государство Израиль обрело границы.
Необходимость вторая — создание условий для выживания и деятельности в принципе. То есть, надо было на голом месте начать делать нечто, что позволило бы жить и работать на этих эм… богом забытых землях. Фактически коммуны типа кибуц стали ответом на вопрос о выживании в принципе. О чем нам неустанно повторяют старожилы не только Ейн-Гева, но и вообще все встреченные кибуцники.
Ок. Этап становления и развития мы пока трогать не будем, с этим все более не мение понятно. Построили. Стали работать и в большенстве случаев успешно зарабатывать. Как это фактически выглядит? В кибуце Ейн-Гев существует две главных выборных должности. Должность коммерческого директора и должность директора социального. Первый занимается вопросами зарабатывания денег, второй вопросами распределения средств на нужды кибуца.
Каждые четыре года проходят перевыборы, в которых участвуют все (мемберы) кибуца. Всего существует три категории жителей кибуца. Назовем их условно граждане, мемберы и волонтеры. Граждане это те кто в данном кибуце родился. Мемберы — те кто живет тут постоянно, но при этом не рожден в кибуце и следовательно не является совершенно своим. Волонтеры — временно работающие и проживающие на территории кибуца (сами волонтеры, ученики ульпана, сезонные рабочие. рабочие по найму итд). Права и обязанности этих категорий несколько различаются, но примерно одинаковы для всех. Мемберы и граждане кибуца, обязаны батрачить на благо кибуца 250 трудочасов в месяц и остальное время вольны делать то что им заблагорассудится. Однако, если им заблагорассудится зарабатывать на стороне они обязаны делать отчисления в пользу кибуца 10%. Покидать кибуц они могут по своему усмотрению, но только в том случае если норма трудочасов в этом месяце выполнена. Другими словами особенно далеко и надолго не уедешь. Зарплату, вознаграждение и прочее они получают поровну на всех мемберов кибуца не зависимо от того какую долность они занимают. То есть коммерческий директор получает столько же сколько золотарь. Сколько именно кибуц может выдавать членам в качестве денежнего вознаграждения решает социальный директор. Естественно что при этом я работаю и живу один, то получаю все что неоходимо лично мне + небольшое денежное вознаграждение, если же я работаю один, но при этом имею 25 детей то получаю все что необходимо для них и меня включая оплату университетского образования (которое в Израиле весьма недешево) + все те же деньги на карманные расходы. Таким образом, плодица и размножаться оказывается вполне рентабельно, и на этом месте мы понимаем, что есть еще и третья причина появления кибуцей, о которой мы забыли упомянуть вначале.
Каким образом распределяются должности и работа, если понятно что директорами хотят как обычно быть все, а говно качать никто? И тут мы подходим к тем самым незначительным отличиям о которых я упоминал выше. Приоритетом при распределении должностей обладают старые и заслуженные граждане кибуца, дальше по выслуге лет вплоть до мемберов, мемберы в свою очередь тоже получают возможность выбрать деятельность исходя из послужного списка, выслуги лет и личной ответственности. Ту работу которую не хочет выполнять никто выполняют волонтеры и рабочие по найму (если кибуц считает такой найм целесообразным). 
И все бы вобщем-то ничего, но есть как обычно всякие, но да если, которые, нам, жителям самого большого кибуца на планете понять очень даже не трудно… А именно. После того как великое строительство завершено или по крайней мере дошло до того этапа, когда непосредственно выживание уже не является достижением, на первый план начинает выходить желание не столько строить и созидать в поте лица своего, сколько распоряжаться и владеть уже существующим. Физический труд, хотя по прежнему является доблестью, но при этом постепенно начинает избегаться гражданами и мемберами общины. И вскоре оказывается что быть тем самым социалстическим функционером наиболее желанная из доступных в сообществе должностей. Конечно, это не афишируется, но так само получается, что после естественной смерти энтузиастов-создателей на смену им приходят династийные функционеры. Помните как это было раньше? Дети тех, работой которых было воспевать труд на благо отчизны никогда этм самым трудом не занимались. Они поразительным образом тоже начинали этот труд воспевать. Заочно. Так возникли династи управленцев, глядя на которые электорат уже не верил в те песни, о которых пелось с большого экрана. Начался распад. И вот к чему я это все. Несложно вычислить общий период «полураспада» если известна дата окочательного и дата начала. Если кто еще не сосчитал я легко это сделаю за вас. Дата начала — 1948, + дата окончаельного распада (70лет совейского кибуца) = 2018 г. Итого нынешнюю дату полураспада (написания) 2010 можно примерно приложить к 1986 — 8 = 1978 г. Вот примерно на этой сравнительной стадии и находится движение в целом по моей сугубо субъективной оценке. Параллелей можно провести много и они уместны, но я этого делать не буду — не интересно. И да, кстати. Некоторые кибуцы в последние годы уже прошли этап приватизации и престали существовать ввиде коммун, но разумеется остались уже как сугубо коммерческие предприятия. Остальные, насколько мне довелось слышать из досужих сплетен, эту возможность рассматривают в том или ином виде. Поэтому в заключении хочу пожелать вам (если вы конечно все еще хотите посмотреть что такое коммуна типа кибуц) не откладывать визит в долгий ящик;)

59 – карма
Позиция в рейтинге – 1045
Комментарии